PDA

Просмотр полной версии : среди участников форума есть Монтессори педагоги? Может родители детей которые ...


Поликарпова
18.02.2009, 22:32
среди участников форума есть Монтессори педагоги? Может родители детей которые посещают занятия или в сад ходят? Хочется поделится опытом...

Поликарпова
19.02.2009, 07:44
я монтессори-педагог, хотела пообщаться с коллегами... или можно с родителями детей, которые водят своих детей в группы Монтессори.

Жанна Сткэм
19.02.2009, 08:09
Девочки! Поясните пожалуйста каковы функции педагога в то время, когда дети занимаются. Должен ли педагог как-то контролировать или корректировать поведение некот. детей? Или все пущено на "самотек"?

Поликарпова
19.02.2009, 10:31
педагог должен помагать ребенку быть самостоятельным т.е.
презентация материала
ознакомить ребенка с правилами работы
показать как защитить свою работу и т.д.
Мы служим ребенку, соотв. работаем на него, зная не только как зовут :-) малыша, а и его внутренний мир, проблемы, взаимоотношение между родными и детьми.
И очень ценное качество - уметь в нужное время быть незамеченным

Жанна Сткэм
19.02.2009, 10:43
Маша! А если одна девочка постоянно не отстает от другой, делает замечания, "наседает", забирает поделки, короче "вампирит", не отстает никак (хотя ребенок сопротивляется). Почему педагог не вмешивается? Почему маме говорят - Вы сами виноваты - У Вас слишком мягкий ребенок! Дите уже занятия посещать не хочет!! Если это система Монтессори, то я в шоке! *Разве педагоги не должны учить 4-5 лет. детей адаптироваться в мире?

Поликарпова
19.02.2009, 10:58
если это педагоги монтессори, то обязательно должны останавливать агресивных детей, обязательно!
Если вашего ребенка обижают НЕ САМИ отвечайте, а учите защищаться. Напримерк ребенку прдходит девочка и пытается отнять работу. Говорите так вытянув руку в перед "стоп" это моя работа, мне не нравится что ты меня толкаешь.. к примеру. Учите постоять за себя не "дай ему здачи" а таким образм как я описала, это работает.
А что касается запрета со стороны учителя - то это обязательно!!!

Наташа
19.02.2009, 14:13
Простите меня, тёмную :-(, но что это за система Монтессори??? Расскажите, пожалуйста. Живу в Германии, про такую систему не слышала. Заранее благодарю. (F)

Жанна Сткэм
19.02.2009, 16:11
Маша! Спасибо большое за ответ. А не подскажете: как узнать компетентность преподавателя? Как готовят преподавателей Монтессори? И еще. Девочка та вроде не агресивная, а очень активная! Пристает, как "репейник", ищет более "слабых". Кто может из детей жестко ей отказать, от тех отстает. Неужели преподаватель НЕ МОЖЕТ ВМЕШИВАТЬСЯ в такой ситуации? Это продолжается ежедневно (на кажд. занятии). Заранее благодарю.

Оксана Кмим
19.02.2009, 17:00
Я занималась по этой системе со старшей дочкой полтора года, потом оставили, т.к. появилось очень много других занятий. Но впечатления самые наилучшие. С младшенькой пошла на Монтессори с восьми месяцев, сразу был замечен прогресс в развитии ребенка, педагоги были замечательные, но... пришел новый педагог, женщина, она постоянно комментировала мои действия, говорила что надо делать и как... пос-то-ян-но! Это жутко раздражало, я пыталась ей ответить спокойно, но категорично, что я взрослая женщина и знаю все это, т.к. уже занималась со старшей. Бесполезно.... видимо, просто попался несколько "чудной" мягко говоря человек. Мы ушли.

Поликарпова
19.02.2009, 17:12
компетентность преподавателя... это нужно смотреть за работой наставника... Опишите как проходят ваши занятия и возраст детей.
Мы остановливает детей которые БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ самого ребенка, вторгается в личное пространство... направляем ребенка на работу, если честно, дети работают и мало того, редко когда и разговаривают между собой, а если у вас занятия каждый день, то изменения с ребенком должны происходит...

Поликарпова
19.02.2009, 17:21
это итальянский педагог, доктор Мария Монтессори, которая создала материалы и основала свою систему для детей.
В среде Монтессори все делится на зоны зона сенсорики, манипуляции, практической жизни, математика, развитие речи, зона космоса. Существуют правила в среде: не мешать работать другим, работу ставить на место и т.д.
Материалы для детей все доступные... не головоломни, НО содержат контроль ошибки, это дает право самому ребенку себя проконтролировать.
я бы сказала, что это не система - это образ жизни.
главный лозунг " помоги мне это сделать самому!" :-D

Петрова
19.02.2009, 18:47
Мария, здравствуйте. мы вчера ходили на пробное занятие. нам 1 и 11 мес. преподаватель спросил как зовут малыша, а сама не представилась. в группе 4 человека. преподавателей 2. мама тоже участвует в процессе? ребенок чем-то занимается, она подсаживается и общается с ним. хвалит за результат. потом уходит к другому ребенку. мой занимается чем-то другим, со мной. преподаватели должны родителям объяснить в чем смысл занятия, и чем конкретно они будут заниматься. если бы я не спросила что-то подобное, то и не узнала бы, что на следующее занятие они будут рисовать и лепить.

Петрова
19.02.2009, 18:49
вы говорите: "вытянув руку в перед "стоп" это моя работа, мне не нравится что ты меня толкаешь.. к примеру". а если ребенок плохо говорит, а когда "дай ему сдачи" сразу оживляется, и "противник" понимает, что сделал плохо.

Елена Тупика
19.02.2009, 19:12
Здравствуйте, моему сыну 2 и 2. Мы уже месяц (два раза в неделю по часу) посещаем занятия по Монтессори. Очень интересно и познавательно. Ребёнок привыкает и всё больше включается в процесс хотя сначала никак не хотел выполнять что-то вместе со всеми. Выполняют несколько простых упражнений на определение цвета, размера, формы, одно задание индивидуальное, а также музыкальное или спортивное. Мне хотелось бы на данном этапе, чтобы ребёнок привык общаться и выполнять работу в коллективе, развил творческие способности, а также получил необходимые навыки для развития речи.

Поликарпова
19.02.2009, 19:30
Что касается лепки и красок - у нас все это всегда присутствует, и каждым может взять эту работу и работать с ней.
упорядоченность материала обязательна - так как внешний порядок ведет к внутренниму.
По поводу "стоп" если ребенок не говорит можно жестами, и такие
моменты должен отслеживать педагог. Случаи бывают разные ... раждый
ребенок индивидален - соотв. к каждому нужен свой подход.

Поликарпова
19.02.2009, 19:33
у нас дети работают без мам!
так как родители не знают о моменте презентации и т.д. да и дети работаю не отвлекаясь, лучше и быстрее принимая наши правила.

Jekaterina Pivivi
25.02.2009, 13:55
Мария, здравствуйте! У меня к вам вопрос! У нас в городе есть Монтессори детский сад! Хочу туда устроить дочку (сейчас в обычный ходим в ясли) Подскажите на что я должна обратить внимание, чтобы понять, что там работают профессионалы. Дипломы купить можно, а плата там ого-го! Не хотелось бы совершить ошибку!

Поликарпова
25.02.2009, 14:17
Лучше всего определит ваш ребенок :-D если ему будем комфортно, значит все в порядке.
Главное чтобы уважал пед-г ребенка.
Что касается работы в *среде Монтессори, то навряд ли вы сможете присутствовать на занятии. О компетентности педагога ...так од ним словом не опишешь... нужно наблюдать за работой.
Смотрите по малышу... Это лучшый индикатор!

Поликарпова
25.02.2009, 14:22
еще хочу пояснить почему высокая оплата за курсы....
- материал дорогой ( все *из натурального дерева)
- обучение дорогое (у нас в Украине около 8 тыс)
и трудаемкая работа, не все педагоги хотят узнать душу ребенка, не все будут так радоваться успехам вашего малыша.
Знаете, у меня ребенок ходит в сад в обычный у нас нет садов Монтессори ил и даже частных садов, так педагог работает 2 месяца а ребенка моего называет другим именем :-(, что тут скажешь...

Jekaterina Pivivi
25.02.2009, 14:48
Мы живем в Клайпеде (Литва) тут нет центров раннего развития (по кайней меря для русскоязычных деток), поэтому боюсь, что назвав Монтессори-детский сад это окажется уловкой! В России у бабушки мы посещали школу развития, но по другой системе! Сравнить мне не с чем. :-(
А в нашем саду чудесные воспитатели! Дочь их очень любит! Они с ними занимаются по полной! Доча каждый день приносит что-то новое: то танец, то поделки! Может и не стоит отказываться от них......

Поликарпова
25.02.2009, 15:22
кратко опишу чем отличается сад Монтессори от обычного сада ( сравнения по нашим детским садам)
сначало о детской психологии...
Дети не похожи на взрослых и соотв нам порой трудно понять в чем нуждается ребенок и как ему лучше. Но мы можем создать условия для малыша. У детей до 6 лет протекают сензитивные периоды( когда ребенок восприимчив к какому то виду деятельности) например сензитивный период порядка от года *до 2 лет, сенз-ый период развития речи, и т.д.
Чем хорош сад Монтессори, что работы материалы созданы ею разработаны согласно периодам, мало того и работа и правила поведения в среде соотв протиканию периодов. Ребенок делает работу не для достижения цели, ему важен сам процесс.
Родители часто оценивают работу по наличию каких то визуальных предметов, (сделал поделку, здорово) читает стих - прекрасно, но чаще всего если вы спросите о чем рассказал он вам не скажет... тоже и с поделками, педагоги помагают а ребенку важно делать самому и знать что он может.

Поликарпова
25.02.2009, 15:30
В саду Монтессори дети работают с материалами столько времени, \сколько нужно для внутреннего роста ребенка, это не будет нам заметно, НО это дает плоды и поверьте - это проявится..
. Вы не представляете, с камим лицом удовлетворения можно увидеть детей после проделанной ими работе, и никакой похвалы им не нужно, лучшая награда - это то что у них получилось, у них самих.
Потом, дети в обычном саду делают все одинаково, работа одна и таже и что говорить о сензитивных периодах.
Поймите, дело не в количестве знания букв, стихов и т.д.
Главная задача построить фундамент. Визуально хорошо распознавать, тактильно очущать. и с помощью материалов дети через повторения проходят периоды...
я могу много говорить на эту тему :-D боюсь вас загрузить этим :-)

Julia S
02.03.2009, 13:25
Мария, как интересно! моя старшая дочка с 1,1 ходила со мной в младшую группу 2 раза в неделю по 1,5 часа, сейчас ходи в садик Монтессори с 9 утра до 15.00. Мы оченэ довольны, дочка в простом саду себя плохо чувствовала а в Монтессори как рыбка в водичке :) младшую планирую с сентября потихоньку на пол дня отдавать, ей будет 2,4

Поликарпова
03.03.2009, 18:54
я рада! это действительно очень детям нравится! Они любят быть
самостоятельными и работать. Желаю удачи вам. и успехов в познании
мира!

Петр Скак
04.03.2009, 08:29
У меня на сайте - scorook.com - есть моя книжка о воспитании
ребенка. Поскольку я исповедую принципы Марии Монтессори, (да и внук мой в школе растет так же), книжка соответственно и написана.
В разделе "Творчество" знакомьтесь с демо-версией, если заинтересует, вышлю электр. версию.

Поликарпова
04.03.2009, 11:55
Это должна быть достаточно просторная комната, где стоят стеллажи *с материалами. В зависимости от воз-ста комната поделена на зоны; сенсорики, НПЖ, манипуляции и т.д.

Поликарпова
04.03.2009, 15:29
Очевидно они (педагоги) верущие... из своих соображений. У нас на работе тоже маленькая иконка есть.

Сидорова
16.03.2009, 16:07
Может быть подскажите, как построено взаимодействие разновозрастных детей в группе д/сада по Монтессори. Есть ли недостатки, очень мало про это где либо написано???

Поликарпова
16.03.2009, 18:57
Группы Монтессори деляться на тоддлеров от 1.5 до 3 лет и от 3 до 6 лет.
Нет никаких проблем что такая разница детей в одной группе, младшие тянутся за 5 летками, 5-6 летки помогаю младшим и одеться и в презентации материала. Материал дети выбирают сами согласно внутненним требованиям, с этим нет проблем. Думаю, что нет лучшего стимула для младшых, как учиться у старших самостоятельности.
Такой добраты и внимания между такими разновозрасными детьми я не встречала, если сравнивать обычную группу детей одного возраста . Это проверено. Купите для себя М.Монтессори " Дети - другие" там ооочень много полезной информации о развитии ребенка, вчасности и о детском\с. Монтессори.

Юлия Тыкмы
24.10.2009, 15:02
Я все-таки нашла тему!(fr) видно давно уже не обсуждалась, а жаль. Я только закончила курсы Ассоциации Монтессори педагогов России. И очень хочу работать:-) Очень интересно послушать педагогов которые давно работают и родителей тоже )

Юлия Тыкмы
24.10.2009, 15:03
Мария, скажите пож-та, сколько вы уже работаете Монтессори-педагогом, в какой группе какого возраста, и как вы пришли к методу М. Монтессори?

Юлия Тыкмы
27.10.2009, 10:37
Мария! вы с нами? )
А кто-нибудь работал в Созвездии или кто-то из ваших знакомых?
хочу устроиться на Юго-западной.
Уже столько раз на нечестных людей напарывалась, не хочется опять:-(

Настя Пэчэ
27.10.2009, 15:16
У нас в Кемеров в ноябре открывается садик, где основопологающей будет система Монтессори, мой старший сыночек туда пойдет, потом расскажу как успехи. А вообще директор гимназии, где я работаю, был в Голандии, в садах полностью построенных на данной системе, рассказывал много интересных вещей. Особенно поразила самостоятельность детей и ощищения личного пространства

Девушка- Сага
27.10.2009, 17:10
скажите пожалуйсто, а с какого возраста отдают в такие центры деток? я читала что первая стадия развития начинается с 0 до 6 лет. моей дочке 4 месяца. как таких малышей развивать?

Юлия Тыкмы
27.10.2009, 19:01
вобще в нулевочку берут с 8 месяцев. но могут взять и с 6-7, это зависит от педагога, от центра. 4 месяца - все-таки пока рано

Токунова
27.10.2009, 19:43
Извините, но я вообще не понимаю, зачем нагружать ребенка этими всякими системами, причем результаты до конца не понятны....у каждого своя индивидуальность и генетика - до сих пор дети как-то ходили в садики, школы и успешно развивались, причем уровень развития детей в СССР был значительно выше, чем в странах Западной Европы, откуда заимствуются все эти "методитки" - так что еще вопрос - насколько они нам нужны....

Lubov
27.10.2009, 20:08
Полностью согласна с Ириной. Неужели у малыша не должно быть сказочного детства. Так интересно слышать с уст младенца именно детские высказывания. А что такие детки делают в школе. Или же они сразу в выпускные классы попадают. А дальше? Все должно идти своим чередом, как писали старые советские энциклопедии. А родителям лишь любить и вселять своему чаду побольше уверенности в себя. Вот такой-то уж побыстрее выкарабкется и найдет себя в теперешнем обществе.

Барабашкина
27.10.2009, 20:44
В подобные центры (там где до 3-4 лет) родители водят детей не для них, а для себя, чтобы У НИХ был супер-умный ребенок. Наблюдения и исследования показывают, что проблемы возникают у деток, если в младенчестве они недополучают любви, физической близости, общения с мамой, а не от недостатка знаний и специальных занятий. В последние десятилетия развивающих занятий и ранних вундеркиндов все больше, а вот истинных талантов и гениев - все меньше. Каждый год провожу набор в 1 класс - дети к 6 годам уже не хотят учиться и идти в школу.

Барановская
27.10.2009, 22:30
Марии Гусевой: подскажите,

Маша, мы с дочкой (1год 6мес.)пошли в такой центр. Да, красивые игрушки, натуральные, развивающие всё что только можно, но... я читала и знаю, что во-первых по Монтессори нет групп детей до 3х лет, а только с 3-х летнего возраста, а во-вторых я нахожусь на занятиях с дочкой- а это противоречит самой системе, т.к. детки должны заниматься без мам. И что , значит нас обманывают, это не система Монтессори???
И еще, скажите, у нас в городе нет садика с данной системой, и стоит ли тогда начинать ходить (мы посетили 6 занятий)и заниматься по этой системе, так как многие мамы говорят о том, что потом в простом садике деткам будет очень неуютно???

Наталия Садуса
28.10.2009, 02:03
Наталья, я конечно не психолог, но хочу с вами поспорить. Деткам до 3-х лет очень нравится заниматься. И никто насильно их туда не тащит. Моей девочке 2,3 года, ходим с 1,5 - идет с удовольствием, вытащить ее от туда просто не реально. У нас с садиками в городе большая проблема и центр для нас спасение и возможность пообщаться с ребятишками и чему-то научиться. Не видела ни разу мамашу, которая бы силком тащила туда ребенка, маленькие туда рвуться просто, особенно те, кто не ходит в сад.

Наталия Садуса
28.10.2009, 02:05
"У НИХ был супер-умный ребенок"
Пока мой ребенок сам не подошел к цифрам и буквам, пока сам не проявил интерес к ним, никто его не пытался учиться считать и писать.

Наталия Садуса
28.10.2009, 02:12
Хотела бы еще добаться.
Заниматься в центры нужно водить деток, которые ходят в обычный садик, как на факультативы. В сребнестатистическом русском садике ребенок не может полноценно заниматься(возможно есть исключения) Отдавать в садик с уклоном монтессори я бы не стала, согласна, что ребенку будет сложно в обычном адаптироваться. А до деток 3-х лет - супер вариант, если конечно финансы позволяют.

шелепова
29.10.2009, 01:41
я живу в кемерово. моя старшая дочка с 1,9 года ходит в садик, который работает по системе Монтессори. Результаты потрясающие. У них в садике все педагоги с дипломамаи и это очень чувствуется. Сейчас младшая пошла в этот же садик.

Аверина
01.12.2009, 10:43
Мы ходим в школу Монтессори с 1,5 лет. Сначала ходили в "группу с мамой", потом как все без родителей. Сейчас сыну 5 лет. Сейчас ходим в "школу вундеркиндов" - подготовка к школе. Сыну очень нравится, все дети сидят после занятий родители увезти ни кого не могут.
Почти вся наше группа так и идет из года в год одни и теже дети, все друг друга знают. Дети все не садовские.

Ирина Швэц
01.12.2009, 10:54
нам сечас годик, ходим на занятия с 10 мес.Честно не знаю по какой у нас там системе. просто развивающие занятия. ребенку так нравится, она общается с детками, любит слушать и смотреть как и что показывает руководитель. Мы приходим все под музыку с песнями стихами. я ни капельки не жалею что ходим.

Sweet lono
01.12.2009, 13:00
Сейчас нам 1г. 5 мес.Мы с малышом начали посещать Монтессори-центр с 1г.2 мес группу "мама и малыш". Я очень довольна и моему мальчику тоже очень нравится, интересная среда, огромнейшее кол-во развивающего материала. Согласна, порой даже и уходить не хочет и время очень быстро пролетает. (Y) (Y) (Y)

Поликарпова
01.12.2009, 18:51
Работаю я по этой системе третий год. Очень нравится. Есть успехи в работе у детей.

Поликарпова
01.12.2009, 19:07
Ответ Марине. По-поводу пластиковых игрушек...Я не считаю что это проблема, понятное дело что если ребенок привык играть с пластиком его некоторое время трудно переключить. Дело в другом, что вам больше нравится носить искусственную ткань или настоящий хлопок к примеру... Дело в познании ребенком всего настоящего. Ощутить дерево на ощупь, землю и т.д. С помощью Вас родителей ребенок познает мир, Вы являетесь посредником, Вы даете ему возможность приспособиться к жизни.
По-поводу сада: в идеальном порядке если Вы следуете правилам Монтессори (человеческому отношению к ребенку), тогда самому ребенку легче адаптироваться в среде и легче воспринимать мир. Вы поймите, что мы говорим не о методике развития ребенка по конкретной системе, не о том каким образом и с помощи каким материалов научить вашего малыша писать и читать, мы говорит о том, как помочь ребенку стать самостоятельным, как научить без посторонней помощи обслуживать себя,

Поликарпова
01.12.2009, 19:09
с помощью среды упорядоченной мы учим ребенка быть собранным, "порядок внешний ведет к порядку внутреннему", материалы являются лишь проводником к личности.
А теперь скажите мне, как это может повлиять на развитие в обычной средней школе??????????

Поликарпова
01.12.2009, 19:24
Еще раз хочу сказать о специфике работы детей в данной среде.
Тем людям которые пишут об абсолютной не пригодности Монтессори центров хочу посоветовать не ходить!!! У вас есть время заниматься с ребенком, Вы уверены что в дальнейшем не будет проблем, Вы читаете хоть иногда о психологии детей - чудно, занимайтесь с ними сами!
Для тех людей, которые хотят по-больше узнать о своем чаде, прошу делиться, или задавать вопросы. Всегда рада ответить и помочь.
По-поводу групп тоддлеров (1,5 - 3 года) когда была жива Монтессори, таких групп не было, но! в ее книгах о многом написано главное о периодах сензитивных детей начиная с рождения, соотв. люди последователи Монтессори разработали материалы для малышей. Должна сказать что эти материалы способствуют протеканию периодов, а это самое главное. Моя дочь ходит в обычный сад ( ей почти 5 лет) и третий год она ходит в мой клуб, на своем примере говорю что вес в порядке

Поликарпова
01.12.2009, 19:30
Еще хочу сказать Евгении. Не спешите судить так скоро. Результат быстро не увидеть, это я вам точно говорю, дальше, если вам не нравится туда ходить ( а чаще всего на подсознательном уровне жалко денег, да что они там такого необычного делают я и сама могу и т.д.) в таких случаях не ходите, ребенок считывает ваше настроение и может с трудом вас отпускать от себя. У нас есть случаю когда родители находятся в рабочей комнате, но это только если ребенок сам не отпускает, на как практика показывает ребенок с родными приносит ту атмосферу, те правила которые дома, и сложно что либо сделать.

Поликарпова
01.12.2009, 19:41
Чаще всего дети не хотят уходить с занятий, потому что все доступно, все адаптировано для него, он может заниматься с той или иной работой сколько захочет. Может перемещаться по комнате, у него есть свобода выбора в виде работы в месте работы и сроке работы. Часто ли мы даем ребенку возможность быть самостоятельными, долго ли мы ждем пока наше чадо оденет ботинки или у нас лопается терпение и мы все быстренько делаем за него. Часто ли нас интересует его мнение? Кто задумывается над этим. Не обязательно ходить на занятия если вам не позволяют финансы, купите книги М. Монтессори , там в доступной форме описано не о системе а о жизни наших малышей, о том, как можно просто приспособить комнату, разместить нужные и необходимые предметы обихода для малыша, для этого достаточно почитать пару книг вместо того, там готовая информация для тех, кто добр и кому собственные дети не безразличны.

Поликарпова
01.12.2009, 20:16
М. Монтессори " Дети другие", "Помоги мне это сделать самому".
Ю.Фаусек "Детский сад Монтессори".
Спасибо тем, кто уважает желание детей. Кто радуется их успехам.
И удачи педагогам Монтессори и их родителям!
Хорошего дня!

Ирина Швэц
01.12.2009, 22:42
а я слышала что программа М.Монтессори в америки для больных детишек. а у нас на здоровых проводятся занятия. вы не думайте я не против занятий и развития ребенка.

Наталия Садуса
02.12.2009, 02:57
Вот не понимаю тех родителей, которые апеллируют тем, что монтессори предназначена для детей отстающих в развитии. Во-первых, чаще всего(у нас в центре) воспитат ели адаптируют эту систему под наше общество и требования, которые к детям в нашем обществе предъявляют. Во-вторых, очень много детишек, которые не ходят в садик, особенно маленьких до 4-х лет, это способ развить ребенка, без фанатизма конечно. Да и работа всегда подбирается по возрасту. Если ребенок не подходит к цифрам или буквам, его никто не будет заставлять учиться читать.

Поликарпова
02.12.2009, 11:07
Это правда что первое время Монтессори работала с дети с з.п.р, но основное время и в книгах описано как она работала с нормальными дворовыми детьми, просто в Италии откуда она родом детские сады называют детскими домами, вот по этой причине люди и ошибаются....

Поликарпова
02.12.2009, 11:09
совершенно верно, дети выбирают себе работу доступную своему развитию на данном этапе. И возраст когда ребенку будет интересны буквы настанет....

Семикова
09.07.2010, 06:22
Моему сыну 5 лет.Уже 2 года он посещает детский сад Марии Монтесори.я очень довольна!С детишками там отлично занимаются.и в школу они идут все подготовленные,кроме того,я считаю-это своего рода школа жизни:уметь находить общий язык с детьми разного возраста!!!!:-) :-) :-)