Просмотр полной версии : Ябеда-корябеда... Или нет?
Почему дети начинают ябедничать? Тому есть несколько причин. Начнём с того, что далеко не все, кого порой называют ябедами, являются ими на самом деле. Рассмотрим сначала эти случаи ложного обвинения в ябедничестве.
1) Не ябеда, а пострадавший.
Когда ребёнок приходит к Вам с жалобой: "Мам, а Наташа отобрала у меня куклу, Мам, а Ваня порвал мой рисунок" - он не ябедничает, а отстаивает свои права, и Ваша обязанность - разобраться, кто прав, а кто виноват, и рассудить конфликтующие стороны по совести. Хорошо сказать - "Играйте дружно!", а если не получается? У взрослых есть милиция и суды. почему же дети должны разбираться со своими конфликтами сами?
"Некрасиво жаловаться. Кто установил это правило? Дети ли переняли его от плохих воспитателей, или воспитатели от плохих детей? Потому что оно удобно только для плохих и самых плохих. " - писал знаменитый польский педагог Януш Корчак - "Тихих и беспомощных будут обижать, эксплуатировать, обирать, а позвать на помощь, потребовать справедливости - нельзя! Обидчики торжествуют, обиженные страдают. Недобросовестному, неумелому воспитателю удобно не знать, что вытворяют ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно рассудить. - "Лучше всего пускай сами мирятся". И тут, когда дело коснулось его собственного удобства, его вера них заходит так далеко, что он полагается на их разум, опыт, справедливость и предоставляет в столь важной области свободу действий".
2) Не ябеда, а просто болтунишка.
"Кто, кто
Кто-то двойку получил,
Кто, кто
Кто-то ноги промочил
Ля-ля-ля, жу-жу-жу,
Ля-ля-ля, жу-жу-жу,
По секрету всему свету
Что случилось, расскажу!"
Изо рта у такого ребёнка потоком льётся самая разнородная информация, от совершенно безобидной до такой, которая рассматривается как ябедничество: "А возле метро "Сокол" валялся дохлый воробей! :-OА Вася прыгнул на метр десять! :-OА Мишка кокнул стекло в туалете! :-OА Алиса сделала в диктанте 27 ошибок! :-O"Он не ябедничает, а просто делится перполняющими его сведениями, не сознавая, что они могут кого-нибудь скомпрометировать.
Такой "ради красного словца не пожалеет родного отца". Постепенно учите ребёнка тому, что "болтун - находка для шпиона", объясняйте ему, что своей необдуманной болтовнёй он может поставить других людей в неприятное положение, но не называйте его ябедой - в отличие от настоящего ябеды малыш разглашает конфиденциальную информацию не намеренно.
3) Не ябеда, а жертва шантажа.
Ребёнка угрожают наказать за чужую вину, или всех детей наказывают за вину одного или нескольких, и он, не выдержав, называет истинного виновника. Такие методы воспитания недопустимы. Взрослые не имеют морального права делать из детей ябед. Лучше оставить виновного безнаказанным, чем наказать неповинного или склонить ребёнка к плохому поступку.
Теперь перейдём к настоящим ябедам, которые добровольно докладывают "начальству" о не касающихся их проступках и шалостях других детей.
Какие причины заставляют их так поступать?
1) Желание почувствовать собственную важность.
Ребёнку импонирует мысль о том, что он владеет "великой тайной", и может, так уж и быть, с Вами ею поделиться. Да вдобавок из его рассказа следует, какие все кругом отстойные хулиганы, а он один такой хороший!
Что делать. Не нужно читать ему нотаций. Отсутствие интереса к сообщению - достаточное наказание для него. Просто скажите: "Я не люблю, когда люди ябедничают" - и переведите разговор на другую тему.
2) Причина - злость, обида. Цель - месть.
"Маша не хочет со мной дружить. А я расскажу всем, что она... компот руками ест, и никто не захочет дружить с ней!" :-PСамый нехороший случай. Такой ребёнок в свои 5 или 6 лет - уже начинающий интриган. Доносы часты, большинство из них - ложные.
Что делать. Если донос правдив - всё равно никак на него не реагируйте, если же он ложный, накажите самого доносчика.
3) Дело, может быть, очень серьезное, цель - благая. Ребёнок предупреждает взрослых о надвигающейся опасности или борется с несправедливостью:"Я видел, как Лена взяла Катин мобильник и положила его в Настин рюкзак","Валера и Дима сговорились убежать из дома в Америку", "Коля и Никита катались на крыше лифта".
Ребенок знает, зачем он это говорит. Заметив опасность, он колебался, не знал, что делать, и вот пришёл посоветоваться, потому что доверяет Вам. Ребята рассердятся, будут избегать его, - что ж, ничего не поделаешь. Он свой долг выполнил: предостерег.
Что делать? Поблагодарить за то, что он сумел предотвратить беду.
4) Причина - зависть. Цель - востановление "справедливости".
Ребенок, лищённый хороших игрушек, одежды, развлечений, внимания окружающих, может отчаянно завидовать тому, у которого это все есть, и через ябедничество пытаться восстановить некую понятную только ему "справедливость". Это может происходить и в семьях, где одному из детей уделяется гораздо больше внимания, чем другому. Своим ябедничеством ребенок как бы подчеркивает: "Посмотрите, он плохо себя ведет! Почему вы любите его больше, чем меня?"
Что делать? В семье - не сравнивать детей друг с другом, уделять им поровну внимания и заботы. Подчёркивать, что Вы любите обоих одинаково. В коллективе - стараться по мере возможности уравнивать социальную несправедливость, пропагандируя демократический стиль одежды и устраивая на вечеринках и праздниках "общий котёл", в который все кладут, что могут, и из которого берут, что придётся по вкусу.
5) Гипертрофированные "правильность" и "правдолюбие".
Эти дети слишком жестко (почти болезненно) ориентированы на исполнение усвоенных ими социальных норм. У них отсутствует вариативность поведения. Малейший недочёт или проступок рассматривается ими как злостное нарушение, почти преступление. Такие дети нередко ещё и перфекционисты. Они сами стремятся к достижениюслишком высоких, зачастую недостижимых идеалов, и того же требуют от других. Во взрослом возрасте они становятся неутомимыми жалобщиками, анонимщиками и вечными истцами по судебным делам, конфликтующими со всемина ниве правдоискательства.У них может развиться сутяжно-кверулянтское расстройство личности. Такой человек подаёт в суд, если к примеру, в пяти шагах от него чихнули.
Что делать. Родителям таких детей стоит обратить внимание на существующую в семье систему наказаний и поощрений. Не слишком ли много "нельзя" существует в их жизни? Возможно, любая, даже самая невинная шалость ребёнка вызывает их неодобрение? Но вобще-то подобная гиперсоциальность, как правило, бывает одной из основных черт в характере такого ребёнка и самих родителей этого ребёнка, так что вряд ли удастся их переделать.:-(
Да, огромное спасибо за плотную инфу! Я увидела свою ошибку в том ,что всегда ругаю за то,:-( *что дочка жалуется на что-то или на кого-то! Надо поменять подход и папе сказать! А к чему может привести такая наша реакция на её жалобы? Мне это важно!
vBulletin® v3.8.6, Copyright ©2000-2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot