PDA

Просмотр полной версии : 7. Кризис 3-х лет.


Обида
01.09.2008, 07:44
1. В
* * * * * * *период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что
* * * * * * *он - такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения
* * * * * * *"Я" (раньше он говорил о себе только в третьем лице и
* * * * * * *называл себя по имени, например, говорил о себе: "Миша упал"). Новое осознание себя проявляется также в стремлении
* * * * * * *во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же,
* * * * * * *когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться
* * * * * * *и раздеваться, даже если он не умеет этого делать....

Обида
01.09.2008, 07:46
2. Помощь взрослого, нарушающая равенство, перестает
* * * * * * *приниматься. Конфликт обостряется тем, что многие формы поведения
* * * * * * *взрослых, которым стремится подражать ребенок, запрещены для детей.
* * * * * * *Например, им обычно запрещают гладить белье, шить, ложиться спать
* * * * * * *одновременно со взрослыми и т. п. Отказ от выполнения распоряжений,
* * * * * * *нарушающих симметричность отношений со взрослыми (так называемый
* * * * * * * пассивный негативизм) - естественная
* * * * * * *форма борьбы ребенка с подобными ограничениями...

Обида
01.09.2008, 07:47
3. Активный негативизм, то
есть совершение действий, прямо противоположных тем, которых требует
взрослый, является еще более выраженной формой утверждения
своего равенства со взрослым, имитации его поведения. В активно
негативистическом поведении воспроизводится важнейшая функция взрослого:
принятие решения, выработка намерения. Оно строится простейшим из
возможных способов: путем создания точного негатива по отношению
к решению взрослого, к сформулированному им намерению. В обобщенной
форме такой способ действия может быть представлен как "всегда
поступать наперекор отдаваемым распоряжениям"....

Обида
01.09.2008, 07:49
4. Самостоятельность
* * * * * * *негативистического поведения чисто формальна, абстрактна. Фактическим
* * * * * * *автором намерения остается взрослый, а ребенок лишь "переводит"
* * * * * * *его, заменяя все плюсы на минусы, а минусы - на плюсы. Многие
* * * * * * *родители эффективно этим пользуются, отдавая распоряжения, противоположные
* * * * * * *своим реальным намерениям. Проведя свой нехитрый "перевод",
* * * * * * *ребенок в итоге выполняет именно то действие, которого от него хотели
* * * * * * *добиться.

Обида
01.09.2008, 08:04
5. Родителям в этот период важно осознать *необходимость перестройки отношений с ребенком на основах большего равноправия,
* * * * * * *чем это было раньше. Если родители
* * * * * * *в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности,
* * * * * * *то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают
* * * * * * *к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно
* * * * * * *может вести себя "как взрослый", и тех, в которых он пока
* * * * * * *еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приводит к преодолению симптомов кризиса....

Обида
01.09.2008, 08:05
6.
Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности
так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти
области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве "быть
взрослым". Про такого ребенка обычно говорят, что он очень
упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде
всего его родители.