PDA

Просмотр полной версии : КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.


admin
17.07.2015, 05:38
§ 1. Основные принципы управления вниманием аудитории.

Внимание определяется психологами как выбор одного объекта из множества и направленность сознания на этот объект. Естественно, для оратора жизненно важно, чтобы внимание аудитории было сфокусировано именно на том объекте, который выбрал он – на предмете его речи. Для этого оратор должен руководствоваться следующими правилами.

admin
17.07.2015, 05:38
1. Фактор аудитории. Речь, направленная на публику, должна быть направлена на зону пересечения интересов слушателей. Вычислить эту зону несложно: ведь если некоторое количество людей собралось в одном месте в одно время – значит, существует единообразная причина, собравшая их здесь и сейчас.
2. Продолжительность речи. Внимание человека не может находиться в постоянном напряжении, ему свойственно пульсировать. Цикличность этой пульсации такова: один предмет, вопрос – 6-8 минут; в пределах одной темы – 45 минут. Отсюда вывод: при произнесении короткой речи постарайтесь уложиться в 8 (максимум 10) минут, несмотря на регламент ; продолжительность длинной речи – не более 45 минут (при условии деления её на части продолжительностью по 5-6 минут).
3. Ясность структуры речи для слушающих. Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к её концу. В течение всей речи слушатель с помощью оратора должен быть сориентирован в пространстве речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели. Образно говоря, у слушающих должна быть карта движения, и оратор должен постоянно информировать их о том, в какой точке они сейчас находятся, и сколько ещё им идти.
4. «Эффект границы» или «Эффект начала и конца». Лучше всего запоминается то, что говорится в начале и в конце речи.
5. «Эффект свободного пространства памяти». Вокруг важных в смысловом отношении зон должны быть «пустые» зоны, заполненные менее серьёзным содержанием (цитатами, примерами, иллюстрациями, шутками и т.п.). Делить речь на кванты (части) необходимо в соответствии с пульсацией внимания аудитории.

admin
17.07.2015, 05:38
§ 2. Структура публичного выступления.
Традиционно публичное выступление делится на три части: вступление, основную часть и заключение. Рассмотрим их по порядку.

admin
17.07.2015, 05:38
2.1 Вступление.
1. Вступление выполняет две основные задачи: а) установить контакт со слушателями; б) привлечь их внимание к своей теме, показать, что предмет речи актуален для всех присутствующих.
2.При подготовке речи вступление всегда обдумывается и пишется в последнюю очередь, когда вся речь уже написана.
3. Относительный объем введения – 1/8 от всей речи.
4. Начинать речь можно и нужно: а) с важности темы для слушателей; б) с хорошего риторического вопроса; в) с остроумной уместной цитаты; г) с шутки, анекдота (если уверены, что они вызовут смех).
5. Не рекомендуется начинать выступление: а) с извинений и оправданий своей неопытности; б) с шокирующих, категоричных утверждений , поскольку «шоковая терапия» не для начинающих ораторов, да и вообще не для русского менталитета.

admin
17.07.2015, 05:38
2.2 Основная часть.
1. Должна включать в себя не более пяти основных положений, логически связанных и вытекающих друг из друга.
2. Самые распространенные ошибки в основной части:
а) выход за пределы, разговор «вокруг да около», а не по существу, то, что в логике называют «подменой тезиса»;
б) перекрывание отдельных пунктов плана (перескакивания и возвращения к забытому) нарушает принцип ясности структуры речи;
в) усложнение отдельных пунктов, когда они реально содержат несколько подвопросов (слушателям тяжело удержать их в памяти).
3. Особенности структуры основной части публичного выступления связаны с жанром речи.

admin
17.07.2015, 05:39
2.3 Заключение.
1. Заключение выполняет две основные задачи: а) дать слушателям возможность вспомнить, о чем вы говорили; б) завершить речь, активизировав аудиторию.
2. Повторить на повторяясь. Речь не книга, и слушатели не могут перелистать её обратно, поэтому в заключении необходимо повторить главное, и при этом с усилением.
3. У слушающих должно остаться ощущение недосказанности, они должны захотеть продолжить поиск в заданном вами направлении.
4. В заключении не должно быть никаких новых мыслей, дополнительных сведений – это раздражает слушателей, настроенных на окончание общения.
5. Нельзя прощаться много раз, употреблять без нужды очень обязывающие формулы «и наконец», «и в заключение», «и последнее», «итак»!
6. Речь должна заканчиваться оптимистично и бодро. Какой бы сложной теме не было посвящено выступление, последняя его нота должна быть жизнеутверждающей.

admin
17.07.2015, 05:39
§ 3. Подготовка к выступлению. Приемы импровизации.

Каждый оратор, подобно спортсмену должен выработать свой, индивидуальный «режим тренировок», свои приемы подготовки к публичному выступлению. При разработке этого графика вы должны усвоить две аксиомы: 1) публичное выступление – это всегда стрессовая ситуация, даже опытные ораторы, актеры, публичные люди испытывают стресс;
2) только вы знаете досконально, как ведет себя ваш организм в момент стресса; учитывая свои индивидуальные особенности (повышение или понижение голоса, ускорение или замедление темпа речи, учащение дыхания, покраснение или побледнение лица и т.п.) вы сможете разработать отдельные, эффективные, пригодные конкретно вам приемы подготовки.

admin
17.07.2015, 05:39
Однако не следует пренебрегать универсальными советами, разработанными риторикой в течение двух с половиной тысячелетий. Вот некоторые из них.
1. За неделю до выступления желательно начать «вживаться в тему», думать о том, что вы собственно хотите сказать по данному вопросу.
2. Писать сам текст речи рекомендуется за двое суток до выступления: останется время для репетиций.
3. Репетировать речь необходимо, желательно перед зеркалом (это поможет взглянуть на себя со стороны).
4. Репетировать речь желательно целиком, а не по частям, запоминая основные идеи, а не конкретные фразы.
5. Рекомендуется составить «шпаргалку»: план текста, даты, статистика, цитаты, имена и фамилии – всё, что сложно запоминается.
6. Необходимо заранее освоиться с помещением, где вы будете выступать:
выбрать место, откуда будете говорить, послушать, как звучит голос.

admin
17.07.2015, 05:39
Если времени на подготовку речи совсем немного (около пяти минут), воспользуйтесь основными приемами импровизации, сохраняя такую последовательность действий:
1) четко сформулируйте тему и главную мысль (тезис);
2) сформулируйте основные аргументы в защиту тезиса;
3) продумайте заключение, как можно более яркое;
4) сформулируйте вводные фразы;
5) припомните примеры, статистику, цитаты, афоризмы, пословицы.

admin
17.07.2015, 05:39
Помните: при подготовке импровизированной речи у вас недостаточно времени, чтобы выстроить четкую и логичную доказательную базу. Поэтому речь должна быть яркой, образной, эмоциональной. Чем ярче и нестандартней она будет, тем лучше.
Ещё одна аксиома: стресс имеет положительные стороны: волнение придает вам живости, на щеках появляется румянец, в голосе – легкая дрожь. Все эти знаки говорят зрителям о том, что вы неравнодушны к теме выступления, к ним самим, к вашему общему делу.

admin
17.07.2015, 05:40
§ 4. Жанры публичного выступления.

При всем жанровом многообразии ораторского искусства, авторы считают целесообразным придерживаться классификации А.К.Михальской, исходящей из целевых установок речи.

admin
17.07.2015, 05:40
4.1. Информирующая речь.

Цель информирующей речи – сообщение сведений, информирование аудитории. Задачи: а) сделать речь интересной для слушателей;
б) сделать передачу информации эффективной.
Для того, чтобы заинтересовать слушателей необходимо, во-первых, подобрать интересное, неожиданное, яркое, загадочное название. Во-вторых, желательно найти в теме «изюминку» (факты, примеры, статистику и т.п.), которая «зацепит» даже самых равнодушных слушателей.
Для того, увеличить эффективность передачи информации, воспользуйтесь следующими приемами.
1. Во введении нужно четко объяснить слушателям, зачем им нужна эта информация и, главное, где они смогут её использовать.
2. При подготовке сначала составьте план, состоящий из 5-7 пунктов, в каждом – не более 3-х подпунктов.
3. Затем к каждому пункту подберите факты и цифры.
4. Структура речи должна быть ясна слушателям.
5. Используйте все способы поддержания и подогрева внимания аудитории.
6. Общий смысл речи лучше представить в образной форме.
7. Закончить информирующую речь лучше афоризмом.

admin
17.07.2015, 05:40
4.2 Торжественная речь.

Эта разновидность речи произносится в особых случаях, когда людей собирает вместе осознание себя как общности, коллектива единомышленников.
Цель торжественной речи – воодушевление и сплочение аудитории. Задачи – похвала всему тому, что делает данную общность коллективом, и порицание всего того, что противостоит данной общности.
Диапазон торжественных речей очень широк: они сопровождают нас от рождения и до смерти, ими отмечены все значимые события в нашей жизни. Весьма условно можно разделить торжественные речи на несколько разновидностей: - речь, посвященная личности;
- речь, посвященная коллективу;
- речь, посвященная некоему явлению (общему делу, объединяющему собравшихся).

admin
17.07.2015, 05:40
Основное содержание торжественной речи – призыв к чувствам и эмоциям, игра на тонких струнах человеческой души. Для достижения цели в данном случае необходимо затронуть те моменты, которые не могут оставить равнодушным абсолютно никого, а именно:
- этические законы и нормы;
- добро и зло;
- памятные события в истории народа;
- национальные традиции.

admin
17.07.2015, 05:40
Предметом торжественной речи может быть всё, что угодно! Это значит, что в качестве композиционного центра речи может выступать любой объект действительности, даже вполне прозаичный неодушевлённый предмет. Вспомните, например, речь Гаева, героя пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Какому неодушевленному предмету она была посвящена? Что было истинным содержанием этой речи?
Основные приёмы, применимые в торжественной речи:
1) фактор адресата;
2) усиление и преувеличение;
3) сравнение;
4) противопоставление (антитеза).

admin
17.07.2015, 05:40
4.3 Аргументирующая речь.

Цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с вами в спорном вопросе, доказав ей свою правоту.
Задачи аргументирующей речи связаны с делением её на разновидности. Если задача оратора – убеждение аудитории в правильности тезиса, то речь называется убеждающей. Если же ваша задача – убеждение в необходимости определенных действий, то речь будет агитирующей.
Аргументирующая речь – самый сложный жанр публичного выступления. Её подготовка должна быть особенно тщательной, потому что каждая часть аргументирующей речи имеет свои особенности.
Введение в аргументирующей речи, кроме двух вышеназванных задач (контакт с аудиторией и привлечение внимания к теме), должно выполнять ещё одну: необходимо расположить аудиторию к себе. Аргументирующую речь рекомендуется начинать с тактичной шутки, афоризма, цитаты. Кроме того, оратор должен продемонстрировать свою лояльность, объективность, показать, что не намерен давить на аудиторию, наоборот, он заинтересован в общем согласии. Необходимо во вступлении также наметить структуру речи, объяснить, какие проблемы вы будете затрагивать в рамках решения основного вопроса.

admin
17.07.2015, 05:41
Основная часть – это ответ на спорный вопрос. Она состоит из тезиса и аргументов в защиту тезиса. Подготовка основной части делится на несколько этапов.

1. Подбор аргументов. Из всех доступных источников подбираются доводы, факты, примеры в защиту тезиса.
2. Проверка аргументов. Проверять необходимо точность фактов, удачность примеров и сравнений. Особое внимание следует обратить на возможность обратить аргументы против вас.
3. Выбор стратегии доказательства зависит от настроя аудитории, от того, как слушатели воспримут тезис.

admin
17.07.2015, 05:41
Если аудитория настроена положительно, следует выбирать дедуктивную стратегию доказательства (от общего - к частному): сначала выдвигается тезис, потом следуют аргументы, примеры, доказательства.
Если аудитория настроена нейтрально, то сначала следует рассмотреть несколько точек зрения на данную проблему, тем самым продемонстрировав свою объективность. Следующий шаг – примеры, доказательства, доводы, и только потом выводится тезис.
Если же аудитория настроена отрицательно, то начинать доказательство следует с психологической обработки слушателей. Оратор говорит о том, что он раньше придерживался иной точки зрения, но изменил своё мнение, и объясняет, почему. Потом он приводит примеры, доказывающие правильность его нынешней точки зрения, доводы, факты. Тезис выводится в конце доказательства. Подобная стратегия (от частного - к общему) называется индуктивной.
Заключение аргументирующей речи должно содержать четкий вывод, лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов, раскрытых в основной части. Если речь агитирующая, необходимо указать, каких именно действий вы ждёте от аудитории. Чтобы сформировать мотивы этих действий, обратитесь к лучшим сторонам души слушателей, к чувству долга. Не получив отклика, можете намекнуть на личную, возможно материальную выгоду.
Помните: любая разновидность аргументирующей речи должна заканчиваться призывом!

admin
17.07.2015, 05:41
Речевая ситуация.

Вспомните, как герой Тургенева Рудин буквально очаровал окружающих в первое же свое появление. Секрет его успеха – несомненный ораторский талант. Прочитайте отрывок из романа и ответьте на вопросы.
Все слушали его с глубоким вниманием. Он говорил мастерски, увлекательно, не совсем ясно… но сама эта неясность придавала особенную прелесть его речам.
Обилие мыслей мешало Рудину выражаться определительно и точно. Образы сменялись образами; сравнения, то неожиданно смелые, то поразительно верные, возникали за сравнениями. Не самодовольной изысканностью опытного говоруна – вдохновением дышала его нетерпеливая импровизация. Он не искал слов: они сами послушно и свободно приходили к нему на уста, и каждое слово, казалось, так и лилось прямо из души, пылало всем жаром убеждения. Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам души, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие. Иной слушатель. Пожалуй, и не понимал в точности, о чем шла речь; но грудь его высоко поднималась, какие-то завесы разверзались перед его глазами, что-то лучезарное загоралось впереди.

admin
17.07.2015, 05:41
Все мысли Рудина казались обращенными в будущее: это придавало им что-то стремительное и молодое… стоя у окна, не глядя ни на кого в особенности, он говорил, - и, вдохновленный общим сочувствием и вниманием, близостью молодых женщин, красотою ночи, увлеченный потоком собственных ощущений, он возвысился до красноречия, до поэзии… Самый звук его голоса, сосредоточенный и тихий, увеличивал обаяние; казалось, его устами говорило что-то высшее, для него самого неожиданное… Рудин говорил о том, что придает вечное значение временной жизни человека.

1. Попытайтесь четко определить составляющие речевого поступка Рудина (цель – замысел – текст - реакцию).
2. Какова истинная цель довольно пространной речи героя при первом же появлении?
3. Что означает выражение: «Он ударял по одним струнам души, заставляя смутно звенеть и дрожать все другие»? Свидетельствует ли оно о верности его замысла?
4. Какие достоинства текста речи Рудина отмечает автор?
5. Какие личные качества Рудина усиливали эффект от речи?
6. Попытайтесь охарактеризовать модель поведения Рудина-оратора.
7. Какова реакция слушателей? Позволяет ли она говорить об успехе героя? Добился ли он цели?

admin
17.07.2015, 05:41
Речевая ситуация.

Вспомните, что означает термин «фактор аудитории». Прочитайте высказывание А.В. Луначарского и ответьте на вопросы.
Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира того ближнего, к которому я обращался с речью. Но у нас нет никаких гарантий того, что слово, как объективное явление в субъекте людей, к которым мы обращаемся, вызывает правильные результаты, что оно находит именно тот резонанс, которого мы хотим… Следовательно, нам нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душе тех, к кому слово обращено».

1. Что, по-вашему, означает выражение «прослеживать судьбу слова»?
2. Зачем начинающему оратору умение считывать реакцию слушателей?
3. Поможет ли предварительный анализ аудитории не только прослеживать, но и предугадывать судьбу слова?
4. Руководствуясь конспектом лекции, высказыванием А.В. Луначарского и собственными соображениями, составьте схему социально-психологического анализа аудитории.
5. Пользуясь собственной схемой анализа аудитории, проанализируйте свою учебную группу.

admin
17.07.2015, 05:42
Речевая ситуация.

Публичное выступление, несомненно, реализуется в устной форме, но оно продумывается и пишется заранее и, зачастую, остается жить именно в письменной форме. Какова доля «книжности» и «разговорности» в ораторской речи? Прочитайте высказывание известного лингвиста А.М. Пешковского и ответьте на вопросы.
Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи – вид, который я бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратора не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную. Действительно, оратор постоянно находится между Сциллой и Харибдой, между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той, и с другой стороны. Книжность и разговорность – вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора.

1. Почему Пешковский называет ораторскую речь «подделкой письменной речи под устную»? Найдите в тексте лекции указания на такие структурные и композиционные особенности публичного выступления, которые оправдывают точку зрения известного лингвиста.
2. От каких опасностей предостерегает А.М. Пешковский неопытных ораторов?
3. Вспомните особенности различных видов ораторской деятельности (социально-бытового, академического, судебного, духовного и политического красноречия) и определите, в каких из них больше доля «разговорности», а в каких – «книжности».

admin
17.07.2015, 05:42
Речевая ситуация.

Мастер академического красноречия Иван Петрович Павлов очень старательно готовился к своим лекциям, тщательно отрабатывал их. Прочитайте отрывок из воспоминаний профессора Н.А. Рожанского и ответьте на вопросы.
Публично, устно и в печати Павлов выступал только после тщательной проверки. Всякую свою речь он предварительно так отделывал, что после выступления её можно было сразу сдавать в печать. Я помню его выступление в Москве в 1913г. в Обществе научного института. В то время я работал в Московском университете. Узнав о его приезде, я днем зашел к нему… Как всегда, он был приветлив, просил меня прочесть вслух его собственную речь, которую он должен был сказать вечером. Когда я читал. Он с вниманием следил за каждым словом, стараясь представить, как эту речь будут воспринимать слушатели. Вечером свою речь Павлов не читал, а говорил, однако, как мне показалось, почти слово в слово то, что я днем прочел в его написанной речи.

1. Почему необходимо тщательно «отделывать» речь, не ограничиваясь эскизом?
2. Зачем Павлов попросил коллегу прочитать его речь вслух? Чем хороша такая репетиция?
3. Почему тщательная запись и подготовка не связывают оратора, а, наоборот, дают ему свободу?

admin
17.07.2015, 05:42
Речевая ситуация.

1. Напишите и произнесите информирующую речь-загадку, посвященную всем известному человеку (литературному герою, исторической личности, популярному современнику и т.п.). Не называя имени и давая четких хронологических рамок, сделайте своего героя узнаваемым. Регламент 5 мин.

2. Посвятите информирующую речь своей профессиональной теме, сделав её понятной, доступной и интересной дилетантам. Регламент 5-7 минут.

3.Напишите и произнесите торжественную речь, посвящённую:
- собаке (в клубе любителей кошек);
- кошке (в клубе любителей собак);
- программе «Дом – 2» (в мужской аудитории)
- любви;
- одиночеству;
- любому неодушевленному предмету. Регламент 3-5 минут.

4. Составьте и произнесите аргументирующую речь на одну из предложенных тем:
- «Реалити-шоу: исследование жизни или замочная скважина?»
- «Мыльные оперы в нашей жизни»
- «Русский» язык российских СМИ». Регламент 6-8 минут.

5. Напишите и произнесите аргументирующую речь на одну из тем:
- Можно ли убедить дурака?
- Что создаёт атмосферу дома?
- Лучшее изобретение человечества.
- Есть ли в мире справедливость?
- Выгодно ли быть хорошим? Регламент 5-7 минут.

6. Напишите и произнесите аргументирующую речь, тезисом которой будет одна из цитат:
- «Быть бедным – большое несчастье. Не меньшее несчастье родиться богатым» (Андре Моруа).
- «Поэтами рождаются, ораторами становятся» (Марк Тулий Цицерон).
- «Давайте говорить друг другу комплименты!» (Булат Окуджава).
Регламент 6-8 минут.