PDA

Просмотр полной версии : Особенности речевой коммуникации


admin
17.07.2015, 14:13
§ 1. Основные единицы речевой коммуникации.


РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ - это основная единица речевого общения (коммуникации), это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.

Лекция, конференция, заседание Гос.думы, встреча приятелей и т.д.
Речевое поведение коммуникантов складывается из:
1. собственно речевого потока в форме монолога или диалога
2. звучания речи (акустики): громкость, высота, диапазон голоса, темп речи, паузы - акустическое поведение;
3. значимых движений лица и тела - жестово-мимическое поведение.

admin
17.07.2015, 14:13
Дискурс - первая важнейшая составляющая речевого события . Происходит от латинского diskurro. diskurrum - рассказывать, излагать.

Дискурс сопровождается акустическим и жестово-мимическим поведением.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ - обстановка, в которой происходит общение и все те, кто в нем участвует. Это «сцена действия” и “действующие лица”.
Таким образом , РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ - ЭТО ДИСКУРС ПЛЮС РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.
Человек , произносящий некое высказывание , поступает так, желая получить некий результат. Это значит, что, говоря, мы совершает поступок, действие, направленное на адресата.

РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК - это основная еденица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата.

В основе любого речевого поступка лежат четыре составляющие:
ЦЕЛЬ - это та мотивация, которой обусловлен поступок, “для чего мы говорим?”;

ЗАМЫСЕЛ - это информация, которую Г хочет донести С-му, потому что сама по себе эта информация работает на реализацию цели. Замысел состоит из тезиса и аргументов в защиту этого тезиса;

ТЕКСТ - это конкретная речь, устная или письменная, поступающая на барабанную перепонку или зрительный анализатор;

РЕАКЦИЯ - это конкретное поведение С-го в процессе коммуникации.
Как реализуются эти четыре составляющие речевого поступка непосредственно в процессе коммуникации?
Для этого служат следующие ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ:
1. вербальная знаковая система (язык);
2. надвербальная знаковая система (интонация);
3. индивидуальные природные данные голоса (сигнатура);
4. жестово-мимическая система знаков (Bodu language).
Мы выделили компоненты речевого события. В основе любого речевого события лежит стремление к осуществлению определенной цели. Для того, чтобы общение было целесообразным и эффективным, все компоненты речевого события должны соответствовать друг другу, составлять гармоническое единство.

admin
17.07.2015, 14:14
ГАРМОНИЯ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ - основополагающее понятие в коммуникологии. Для ее достижения необходима постоянная работа, состоящая в анализе каждой речевой ситуации и речевого поведения коммуникантов в ее контексте.

admin
17.07.2015, 14:14
В коммуникологии существует первый (главный) постулат, в соответствии с которым С РЕЧЬЮ МОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ ТОЛЬЕО К ТЕМ ЛЮДЯМ, К КОТОРЫМ ОТНОСИШЬСЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО.
Если довести это положение до логического конца, становится понятно, что каждый человек, который вызывает у вас негативные эмоции, не может быть объектом вашей речи. Это очень жесткое условие, но стремление к его соблюдению необходимо для создания позитивной и конструктивной атмосферы общения. Почему?
В основе любого поступка лежит набор целевых установок, который называется мотивацией поступка. Речь - это тоже поступок, и в основе этого поступка лежат конкретные цели.
Человеческий интеллект делится на сознательное и бессознательное, и
Мотивация наших поступков находится в обеих зонах
Основой бессознательной мотивации являются эмоции, наличие которых человек не всегда ощущает в себе, но которые подчас заставляют
его совершать неожиданные поступки. Человек устроен так, что скрыть в коммуникации зону бессознательного он, как правило, не может. Зона бессознательного - предатель человека. Все ваши эмоции по отношению к оппоненту в момент общения помимо вашей воли видны и слышны. В основном, видны, потому что знаковой системой бессознательного является Bodu language (язык тела: мимика, жесты, поза, взгляд и т.д.).
Эта знаковая система существует в речи параллельно с языком.

admin
17.07.2015, 14:14
Язык - знаковая система сознательного, поэтому ее реализация в речи подлежит интеллектуальной коррекции (например, человек может передать дезинформацию, если это необходимо).
В реализации знаковой системы BL обмануть невозможно, и это касается всех участников коммуникации. О чем бы вы не говорили с другим человеком, хотите вы того или нет, вы одновременно сообщаете ему, как вы к нему относитесь. И если этот человек опытный, а тем более подготовленный, ваше разоблачение неминуемо. Неопытный же человек все равно считает эту информацию бессознательно, и его подсознание сформирует ответную реакцию такого же качества.
Любая цель требует достижения. Сознательно вы ставите только одну цель, но одновременно реализуется весь блок бессознательных целевых установок Поэтому в качестве реакции слушающего на вашу речь, вы можете получить то, что соответствует эмоциональному бессознательному, а вовсе не сознательной цели.
Вы можете уговаривать человека заняться английским языком, а он поймет только одно: он вам не нравится.

admin
17.07.2015, 14:14
Коммуникология - это наука об эффектном и целесообразном общении. И именно с этой точки зрения обращение к человеку, который вам неприятен, нежелательно.

admin
17.07.2015, 14:14
Второй постулат, который вытекает из первого, звучит так: СВОЮ РЕЧЬ СЛЕДУЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬ НА ДОБРО.
Понятия добра и зла принадлежит к неопределенным общефилософским категориям, любые словарные толкования которых носят характер условный, неточный и неабсолютный. Однако на неформальном уровне эти категории понятны всем людям ( правда, всем по разному).
Однако в одной точке все мнения сходятся: ЗЛО - это то, чего бы вы сами себе не пожелали:
« Что ненавистно тебе самому, не делай никому»
(Евангелие от Матфея)
« Чего не хочешь себе, не делай другому» ( Конфуций)
« Что вредно тебе, не делай другому» (Талмуд).

admin
17.07.2015, 14:14
В окончательной редакции второе «золотое» правило общения должно звучать так:
Адресуясь с речью к человеку, следует задаться вопросом: А хотел бы я это услышать?
Молодой человек встречается с девушкой. Подруга девушки, увидев его в ресторане с другой женщиной , немедленно обо всем рассказывает. А хотела бы она услышать нечто подобное?
Благими намерениями в этой ситуации ничего не объясняется: не следует забывать, что ими «вымощена дорого в ад».
Когда встречаются два человека, встречаются два космоса, два мира. Они так сложно накладываются один на другой в попытке взаимопроникновения, что личностном отношении это изначально конфликтная ситуация. В ней ощутимы мгновения гармонии, но это только мгновения, как вторая сторона диалектического противоречия. Личная жизнь - всегда ситуация конфликта. И если в эту изначально конфликтную ситуацию вторгается третья сила, пусть даже с благими намерениями, она может только разрушить единство.

ВЫВОД: Чужая жизнь - табу в разговоре.

admin
17.07.2015, 14:15
Речевая ситуация.

Какие черты личности проявляются в речи? Прочитайте историю, рассказанную стоиком Эпиктетом, и ответьте на вопросы.
Стоик Эпиктет говорил: «Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом.» Старайся всегда главным образом о том, чтобы тебе ничего не потерять. Молчать безопаснее, чем говорить. В особенности не говори глупостей.

1. Почему безопаснее молчать?
2. Почему глупость легче всего обнаруживается в ходе разговора?
3. Как обнаруживает себя в речи интеллект?
4. Можно ли оценить уровень интеллекта малознакомого собеседника в процессе общения? Каким образом?

admin
17.07.2015, 14:15
Речевая ситуация.

В чем заключается приоритете позиции слушающего? Понаблюдайте, как на практике реализуется этот приоритет в поведении удачливого дельца и ответьте на вопросы.
В разговоре с чиновниками Чичиков очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были ещё только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось. Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.
О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира всего и недостоин того, чтобы много о нём заботились, что много испытал на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать своё почтение первым его сановникам.

1. Какова стратегическая цель Чичикова в общении с чиновниками?
2. Какие тактические задачи решает Чичиков при первой встрече и незнакомыми людьми?
3. Добивается ли Чичиков ожидаемой реакции чиновников? Достигнута ли цель?

admin
17.07.2015, 14:16
Речевая ситуация.

Вспомните роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» или телефильм «Место встречи изменить нельзя», правила общения Глеба Жеглова и ответьте на вопросы.

- Запоминай навсегда, потому что повторять не стану. Первое правило, это как «отче наш»: когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям, а оперативник, который свидетелю влезть в душу не умеет, зря рабочую карточку получает. Запомнил?
-Запомнил. Вот только щербатый я слегка – это ничего?
- Ничего, даже лучше, от этого возникает ощущение простоватости. Теперь запомни второе правило Жеглова: умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом. А как следует разговорить человека о нем самом, знаешь?
- Трудно сказать, - неуверенно пробормотал я.
- Вот это и есть третье правило: как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
- Ничего себе задачка – найти интересную тему для незнакомого человека!
- А для этого и существует четвертое правило: с первого мига проявляй к человеку искренний интерес, - понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что из себя представляет; и тут, конечно, надо напрячься до предела. Но, коли сможешь, он тебе все расскажет…

1. Какие основные принципы успешного общения реализуются в правилах Жеглова?
2. Какова профессиональная мотивация речевой деятельности оперативника?
3. Каков рецепт успешной спонтанной коммуникации предлагает Жеглов?

admin
17.07.2015, 14:16
Речевая ситуация.

Прочитайте описание героя в рассказе А. Куприна «К славе» и ответьте на вопросы.
Есть, знаете ли, такие универсальные люди, которые умеют как-то сразу, с одного маху, очаровывать самое разнохарактерное общество. Я думаю, что их тайна очень проста и заключается только в умении слушать. Чутьем каким-то угадает он ваше слабое место, подведет к нему разговор и тогда уж только слушает терпеливо. Вы перед ним лучшие перлы души высыпаете, а он знай себе головой кивает и погмыкивает.

1. Почему умение слушать важнее умения говорить?
2. Почему настоящий делец (мошенник) всегда умеет слушать?
3. Следует ли доверять каждому внимательному собеседнику?

admin
17.07.2015, 14:16
Речевая ситуация.

Вспомните описание первой встречи главных героев романа «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы.
Тут Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния историями о знакомых Бендера и видя, что его не собьешь с позиции, покорился.
- Хорошо, - сказал он, - я вам всё объясню. В конце концов, без помощника трудно, - подумал Ипполит Матвеевич, - а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен… и, решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи.

1. Какова была цель Остапа Бендера?
2. Как использовал мошенник мизерные сведения о почти незнакомом человеке, чтобы получить информацию?
3. Почему действия Бендера увенчались успехом?

admin
17.07.2015, 14:16
Речевая ситуация.

Вспомните, как Остап Бендер ошеломил Корейко потоком неожиданной информации и ответьте на вопросы.
«Графиня изменившимся лицом бежит к пруду»
«Заседание продолжается зпт миллион поцелуев»
«Грузите апельсины бочках братья Карамазовы»
«Лёд тронулся тчк командовать парадом буду я»
Александра Ивановича не тревожили три дня. Он начал уже привыкать к мысли. Что всё случившееся нисколько его не касается, когда пришла толстая заказная бандероль. В ней содержалась книга под названием «Капиталистические акулы» с подзаголовком «Биография американских миллионеров».
В другое время Корейко и сам купил бы такую занятную книжицу, но сейчас он даже скривился от ужаса. Первая фраза была очеркнута синим карандашом и гласила: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем».
Александр Иванович на всякий случай решил пока не наведываться на вокзал к заветному чемодану. Он находился в весьма тревожном расположении духа.

1. Разложите речевой поступок Бендера на компоненты: цель – замысел – текст – реакция.
2. Проанализируйте и оцените связь между этими компонентами. Почему довольно простая цель и прозрачный замысел реализуются в таких абсурдных текстах?
3. Добился ли Бендер ожидаемой реакции? По каким признакам можно об этом судить?

admin
17.07.2015, 14:16
Речевая ситуация.

Вспомните сцену из романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» и ответьте на вопросы.

- Вы говорите очень хорошо, - заметила Сашенька, дуя на горячую уху, - очень красиво, дедушка.
- Да что вы, барышня, - засмеялся старик, обнажая ряд желтых крупных зубов, - я ж по-простому говорю, как внутри себя слышу.
- Поэтому у вас слова такие большие, - серьезно сказала Сашенька, - не стертые.
Артельщик снова рассмеялся:
- Да нешто слова стереть можно? Это копейку стерешь, пока с рук в руки тычешь, а слово – оно ведь будто воздух, лётает себе и веса не имеет…

1. Что, по-вашему, означают выражения «говорю, как внутри себя слышу» и «слова большие, не стертые»?
2. Почему слово не стирается, словно копейка, переходя «с рук в руки»?
3. Какие качества коммуникантов позволяют достичь гармонии речевого события?